Skip to main content

При проектировании Ваз-2105 конструкторы несколько переработали коробку передач, изменив в ней передаточные числа каждой передачи. Но в целом конструкция КПП этого авто не особо отличалась от предшествующих модификаций.

Первые коробки передач были четырехступенчатыми, трехвальной компоновки с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Позже эту коробку доработали, добавив дополнительную 5-ю скорость. Причем за основу при создании была взята 4-ступенчатая модификация, поэтому у пятиступки прямой передачей так и осталась 4-я скорость.

Впоследствии разработанная для ВАЗ-2105 коробка передач стала основной и ею комплектовались все авто классического семейства до окончания их производства. В дальнейшем будем рассматривать обслуживание 5-ступенчатой коробки, поскольку ремонт 4-ступенчатой КПП ВАЗ-2105 делается в основном так же, как и у пятиступки, из-за того, что конструкция у этих версии КПП во многом сходна, то обслуживающие и ремонтные операции – идентичны. Также выясним, как выполняется переделка 4-ступенчатой модификации в пятиступку.

Основным достоинством такой КПП являлась высокая надежность узла и неприхотливость в эксплуатации, поэтому ремонт коробки ВАЗ-2105 требуется не очень часто, она способна отработать значительный ресурс без какого-либо особого вмешательства и с минимальным обслуживанием. Еще одно положительное качество – это ремонтопригодность и доступность запасных частей и ремкомплектов, поэтому ремонт КПП 2105 можно выполнить даже в гаражных условиях базовым комплектом инструментов.

Описание коробки передач ваз-2105

1. Нижняя крышка.

2. Пробка наливного и контрольного отверстия.1. Нижняя крышка.

3. Ведущая шестерня второй передачи.

4. Ведущая шестерня третьей передачи.

5. Промежуточный вал.

6. Передний подшипник промежуточного вала.

7. Болт.

8. Шайба.

9. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.

10. Шестерня постоянного зацепления ведущего вала.

11. Пружинная тарельчатая шайба.

12. Стопорное кольцо.

13. Задний подшипник ведущего вала.

14. Сальник ведущего вала.

15. Передняя крышка коробки передач.

16. Ведущий вал.

17. Картер сцепления.

18. Установочное кольцо подшипника.

19. Сапун.

20. Передний подшипник ведомого вала.

21. Опорная шайба пружины синхронизатора.

22. Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи.

23. Скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач.

24. Ступица муфты синхронизатора.

25. Стопорное кольцо.

26. Блокирующее кольцо синхронизатора.

27. Пружина синхронизатора.

28. Ведомая шестерня третьей передачи.

29. Ведомая шестерня второй передачи.

30. Ведомый вал.

31. Ведомая шестерня первой передачи.

32. Втулка шестерни.

33. Промежуточный шарикоподшипник ведомого вала.

34. Стопорная пластина подшипника и оси шестерни заднего хода.

35. Ведомая шестерня заднего хода.

36. Ведущая шестерня заднего хода.

37. Стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода.

38. Рычаг переключения передач.

39. Резиновая манжета.

40. Внутренний чехол.

41. Сальник ведомого вала.

42. Фланец эластичной муфты.

43. Гайка.

44. Уплотнитель центрирующего кольца.

45. Стопорное кольцо.

46. Центрирующее кольцо эластичной муфты.

47. Задний шарикоподшипник ведомого вала.

48. Пробка отверстия для слива масла.

49. Грязеотражатель.

50. Ведущая шестерня привода спидометра.

51. Привод спидометра.

52. Задняя крышка коробки передач.

53. Вилка включения заднего хода.

54. Промежуточная шестерня заднего хода.

55. Ось промежуточной шестерни заднего хода.

56. Задний подшипник промежуточного вала.

57. Ведущая шестерня первой передачи.

58. Картер коробки передач.

59. Муфта синхронизатора первой и второй передач.

Коробка передач ВАЗ-2105 (см. рис. 10) имеет передаточные числа первой передачи — 3,67, второй — 2,10, третьей — 1,36, четвертой — 1,00, заднего хода — 3,53. В коробку передач заливают трансмиссионное масло ТАД-17 и вместимость коробки передач 1,35 л.

Благодаря небольшому числу передач коробка передач компактна, ее конструкция довольно проста. Она обеспечивает интенсивный разгон, высокую среднюю скорость автомобиля и экономичную работу двигателя. Косозубые шестерни постоянного за­цепления и синхронизаторы на всех передачах переднего хода обеспечивают бес­шумную работу коробки передач и ее долговечность.

Коробка передач состоит из трех валов — ведущего 16, промежуточного 5 и ведомого вала 30 с шестернями и синхронизаторами, оси 55 с промежуточной шес­терней 54 заднего хода и механического привода переключения передач. Валы и шестерни коробки передач размещены в литом алюминиевом картере 58, а детали привода переключения передач — в задней крышке 52.

Центрирование коробки передач относительно картера сцепления достигается точной посадкой передней крышки 15 коробки передач в отверстие картера сцепле­ния и установкой переднего подшипника в гнезде торца коленчатого вала двигателя.

Чтобы предотвратить попадание масла из коробки передач на диски сцепления, в передней крышке 15 имеется отверстие для выпуска масла из картера коробки передач в картер сцепления.

Картер 58 передней плоскостью крепится к картеру 17 сцепления. Спереди картер коробки передач закрыт крышкой 15, в которой установлен сальник 14 ведущего вала, сзади — литой крышкой 52, а снизу — штампованной крышкой 1. В этой крыш­ке имеется сливное отверстие, закрытое пробкой 48. Полость коробки передач со­общается с атмосферой через сапун 19, что исключает повышение давления в кар­тере и утечку масла через уплотнения. Масло в картер заливается через отверстие, закрываемое пробкой 2. Уровень масла должен доходить до нижней кромки за­ливного отверстия.

Ведущий вал 16 вращается в двух шарикоподшипниках, один из которых распо­ложен в торце коленчатого вала двигателя, а другой — в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник 13 удерживается на валу стопорным кольцом 12 и пружинной тарельчатой шайбой 11, установленной между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом. В канавке наружного кольца подшипника 13 расположено установочное кольцо 18, которое зажато между передней стенкой картера коробки и картером сцепления. Между передней крышкой 15 и наружным кольцом подшипника 13 установлена пружинная тарельчатая шайба 11. Такая фиксация заднего подшипника удерживает вал от осевого перемещения.

На передней части ведущего вала нарезаны шлицы, которыми он соединяется с ведомым диском сцепления. Вместе с валом 16 изготовлена косозубая шестерня 10, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 9 промежуточного вала. Прямозубый венец 22 синхронизатора четвертой передачи припаян медью к ведущему валу 16. С этим венцом соединяется муфта 23 при включении четвертой передачи.

Промежуточный вал 5 представляет собой блок четырех шестерен, который опи­рается передним концом на двухрядный шариковый подшипник 6, а задним концом на роликовый подшипник 56. Передний подшипник закреплен на валу болтом 7 с пружинной и плоской шайбами. Задний подшипник удерживается на валу вместе с ведущей шестерней 36 заднего хода стопорным кольцом 37. От осевого смещения вал удерживается установочным кольцом переднего подшипника, которое зажато между картералли коробки передач и сцепления.

Ведомый вал 30 вращается в трех подшипниках. Передний игольчатый подшипник 20 расположен в гнезде ведущего вала. Для смазки игольчатого подшипника в шес­терне ведущего вала просверлены отверстия, через которые масло из картера разбрызгиванием подается в подшипник.

Промежуточный шариковый подшипник 33 расположен в задней стенке картера коробки передач. В гнезде его фиксирует стопорная пластина 34, которая крепится к задней стенке картера винтами. Между пластиной и картером зажато установочное кольцо промежуточного подшипника. На валу подшипник 33 зажат между втулкой 32 и шестерней 35 заднего хода, которая удерживается на валу стопорным кольцом с пружинной шайбой.

Задний шарикоподшипник 47 ведомого вала расположен в задней крышке и зажат гайкой 43 между ведущей шестерней 50 привода спидометра и фланцем 42 эластич­ной муфты. Задний конец вала уплотнен сальником 41, рабочая кромка которого об­жимает цилиндрическую часть фланца 42. Сальник защищен от загрязнения и механи­ческих повреждений грязеотражателем 49.

На термообработанных шейках ведомого вала вращаются шестерни 28 и 29 треть­ей и второй передач. Шестерня 31 первой передачи вращается на стальной термо­обработанной втулке 32. Каждая из этих шестерен имеет по два венца — косозубый и прямозубый. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 5, а прямозубые венцы соединяются при включении передач с муфтами 23 и 59 синхронизаторов и через них и ступицы синхронизаторов переда­ют крутящий момент на ведомый вал.

Для лучшей смазки термообработанных шеек вала и посадочных отверстий шестерен третьей и второй передач на ведомом валу выполнены мелкие продольные канавки. Масло подается к этим поверхностям через радиальные отверстия, просвер­ленные в проточках между венцами шестерен 28 и 29. Подобным образом подается масло и к трущимся поверхностям втулки 32 и шестерни 31.

На двух поясках ведомого вала нарезаны по три глубоких паза, в которые входят выступы ступиц скользящих муфт синхронизаторов, что обеспечивает их жесткое соединение с валом. Ступица 24 муфты синхронизатора третьей и четвертой передач внутренней торцовой частью упирается в буртик ведомого вала и поджимается к нему тарельчатой пружинной шайбой, которая фиксируется на валу стопорным коль­цом. Ступица муфты синхронизатора первой и второй передач зажата между бур­тиком ведомого вала и втулкой 32 шестерни первой передачи. От осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 33 и ведомой шестерней 35 заднего хода пружинной шайбой и стопорным кольцом. С ведомым валом 30 шестер­ня 35 соединяется шпонкой.

На заднем конце ведомого вала нарезаны шлицы, которыми вал соединяется с фланцем 42 эластичной муфты. Этот фланец прижимается к заднему подшипнику гайкой 43. На заднем конце ведомого вала установлены резиновый уплотнитель 44 и центрирующее кольцо 46 эластичной муфты. Центрирующее кольцо зафиксировано на валу стопорным кольцом 45.

Безударное переключение передач переднего хода обеспечивается синхронизато­рами, при помощи которых выравниваются скорости вращения промежуточного и ведомого валов коробки передач, а при включении четвертой передачи — скорости ведущего и ведомого валов.

Синхронизатор третьей и четвертой передач состоит из ступицы 24, скользящей муфты 23, двух блокирующих колец 26, пружин 27 и венцов. Одно блокирующее кольцо синхронизатора соединено внутренним венцом с прямозубым венцом шестерни 28 третьей передачи и удерживается на венце шестерни стопорным кольцом 25. Между блокирующим кольцом и опорной шайбой шестерни установлена пружина 27, которая поджимает блокирующее кольцо 26 к стопорному кольцу 25. Другое кольцо синхронизатора таким же образом соединено с венцом 22 синхронизатора четвертой передачи ведущего вала коробки передач.

Каждое блокирующее кольцо имеет коническую поверхность с мелкой резьбой, к которой при включении передачи прижимается конусная часть скользящей муфты 23. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, что повышает силы трения между кольцом и муфтой.

Скользящая муфта 23 внутри имеет шлицы, а снаружи кольцевую проточку для вилки переключения передач. Муфта расположена на шлицах ступицы 24, которая имеет жесткую связь с ведомым валом. При включении третьей и четвертой пере­дачи скользящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы 24, входит в зацепление с малым венцом шестерни 28 третьей передачи или с венцом 22 ведущего вала и соединяет их через ступицу 24 с ведомым валом 30. При этом крутящий момент от ведущего вала 16 или шестерни 28 передается на ведомый вал через детали син­хронизатора.

Промежуточная шестерня 54 заднего хода вращается на неподвижной оси 55 на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстия задней стенки картера и прилива задней крышки 52 и стопорится пластиной 34, которая удерживает промежуточный подшипник 33 ведомого вала. В кольцевую проточку шестерни входит вилка 53 включения заднего хода. При включении заднего хода шестерня 54 входит в зацепление одновременно с шестернями 35 и 36 заднего хода промежуточного и ведомого валов.

Привод спидометра состоит из корпуса, который фланцем крепится на шпильке картера коробки передач, и двух пар шестерен. Ведущая шестерня 50 привода спидо­метра крепится на ведомом валу фиксирующим шариком. Ведомая шестерня привода спидометра жестко связана с валом шестерни гибкого вала (троса). Ведомая шестер­ня гибкого вала имеет гнездо, в которое вставляется наконечник троса. Трос крепит­ся при помощи накидной гайки к корпусу привода спидометра.

Обслуживание коробки передач

Но вначале следует рассмотреть обслуживание, которое необходимо проводить с эти узлом. Оно всего одно – проверка уровня смазочного материала и при надобности его доливка до требуемого уровня.

Механическая коробка передач – сама по себе не требовательна, поэтому используемый в ней смазочный материал выполняет лишь одну функцию – смазывает составные части узла. Поэтому замена масла в коробке должна проводиться каждые 60 тыс. км пробега.

Перед тем, как проводить обслуживание КПП, следует знать, какое масло заливать в коробку ВАЗ-2105. Для трансмиссии этого авто требуется трансмиссионное масло с уровнем качества по API — GL-5 и выше и вязкостью 75W-90 или 85W-90 по классификации SAE. Объем масла в КПП составляет 1,35 литра.

Проверить масло в коробке – несложно, но для этого авто следует поставить на смотровую яму или эстакаду.

А далее действия такие:

  • С левой стороны картера КПП (по ходу движения авто) находим контрольно-заливную пробку (расположена чуть выше нижней крышки коробки);
  • Ветошью удаляем грязь вокруг пробки;
  • Ключом требуемого размера откручиваем пробку;
  • Узнать уровень можно при помощи небольшого зеркальца и фонарика, отвертки или даже пальца, в общем, чем удобно. Нормальным уровень смазочного материала считается, если масло достает до нижней кромки отверстия;
  • Если масла меньше уровня – при помощи технического шприца доводим его до нормы (как только масло начало вытекать из отверстия – закручиваем пробку);

Проверку и доливку смазочного материала в КПП следует «на холодную». Если де обслуживание проводится сразу после поездки, необходимо дать время (10-15 мин), чтобы масло полностью стекло, иначе при проверке уровень будет некорректным.

Если же пришло время для замены масла, то сначала сливаем отработанный смазочный материал – очищаем нижнюю крышку от грязи, подставляем пластиковую емкость и выкручиваем сливную пробку.

Затем ждем пока масло полностью не стечет и закручиваем пробку.

А далее все делается так же, как и при проверке и восполнении уровня, только в коробку придется шприцем закачать требуемое количество масла.

После замены не следует сразу же утилизировать отработку, перед этим ее лучше проверить. Для этого берем магнит, привязываем нитку и опускаем его в емкость со старым маслом. Далее следует поводить магнитом по дну. Затем вытаскиваем и рассматриваем его. Если на магните обнаружено большое количество металлической стружки, то это может указывать на появление интенсивного износа, и в таком случае переборка КПП и дефектовка составных частей будет не лишней, поскольку позволит выявить и устранить неисправность еще на раннем этапе.

Распространенные неисправности

Теперь пройдемся по основным неисправностям, которые могут произойти с коробкой передач. Их немного, но вот устранение большинства выполняется на снятой с авто КПП.

Итак, основные неисправности КПП ВАЗ-2105 — это:

  • Повышенная шумность при работе КПП (на какой-то определенной скорости или на всех);
  • Затрудненный переход на другую скорость;
  • Нечеткость включения, выбивание скорости;
  • Утечки смазочного материала;

В свою очередь каждая неисправность могут давать несколько причин.

Устранение шума

Шум КПП ВАЗ-2105 может происходить из-за износа подшипников, износа зубьев шестеренок и зубчатых колес, а также синхронизаторов, осевого смещения валов относительно друг друга.

При такой проблеме обязательно потребуется снятие коробки с авто, поскольку по-другому ее не отремонтировать. Отметим, что именно устранение шума – одна из самых сложновыполнимых операций, поскольку требуется полная разборка и переборка КПП с заменой изношенных элементов.

Помимо стандартного набора ключей и отверток дополнительно потребуется наличие универсального съемника. Далее рассмотрим, как производится полная разборка 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2105.

Итак, все работы делаются на снятой КПП:

  1. Сливаем масло и демонтируем нижнюю крышку. Сразу же оцениваем состояние зубьев шестерен. Если их повреждения не заметно, скорее всего шум издают подшипники;
  2. Проверяем положение рычага КПП (он должен быть на нейтрали), после чего демонтируем механизм переключения передач (кулису) с КПП;
  3. Снимаем крышку фиксаторов и извлекаем пружины и шарики;
  4. Снимаем с вторичного вала эластичную муфту, а затем и ее ступицу (для откручивания гайки ступицы следует, открутить болт крепления вилки 3-й и 4-й передач, включить 1-ю передачу на КПП и сместить муфту синхронизатора 4-й передачи. Две одновременно включенных передачи заблокируют коробку и гайку можно будет открутить);
  5. Откручиваем привод спидометра, датчик включения фонаря задней скорости и кронштейн крепления трубы выхлопной системы;
  6. Откручиваем элементы крепления задней крышки КПП (у 5-ступ. коробок установлено 5 наружных гаек и 1 внутренняя, у 4-ступ. КПП внутренней гайки нет). После крышку снимаем. При этом подшипники втор. вала и блока 5-й передачи получатся разобранными – внутренние обоймы останутся на валах, а внешние вместе с элементами качения – в крышке, и все это нужно будет демонтировать для замены;
  7.  Снимаем с вторичного вала приводную шестерню спидометра, маслоотражающую шайбу;
  8. Демонтируем блок шестерен 5-й и задней передач, выкрутив болт его крепления, установленный в валу, а также промежуточную шестерню заднего хода с оси;
  9. Снимаем синхронизатор 5-й передачи с втор. вала, вилку включения 5-й и задней передачи вместе с осью, затем извлекаем сухарь оси 3-й и 4-й передач;
  10. Демонтируем ступицу синхронизатора и шестерню заднего хода с втор. вала;
  11. Выкручиваем болты крепления прижимной пластины подшипника вторичного вала и снимаем ее;
  12. Откручиваем от КПП картер сцепления;
  13. Выкручиваем болт промежуточного вала и извлекаем передний подшипник;
  14. Извлекаем задний подшипник промежуточного вала, после чего его можно будет вытянуть из корпуса коробки;
  15. Извлекаем оси и вилки остальных передач, а также сухарь оси 1-й и 2-й передач;
  16. Вынимаем первичный вал;
  17. Извлекаем вторичный вал вместе с шестернями;

Ну а далее уже производится дефектовка составных элементов, изношенные и поврежденные узлы заменяются и производится сборка.

Отметим, что указанная схема разборки является общей и в ней не рассмотрены такие нюансы, как снятие стопорных колец, уплотнительных шайб, граверов и прочих мелких элементов.

Затрудненное переключение

Теперь коротко пройдемся по другим неисправностям. Следующей будет затрудненное переключение передач.

Причиной тому могут быть:

  • Износ механизма переключения или его деформация (кулисы);
  • Износ, появление заусениц на осях переключения передач или на их посадочных местах, заклинивание сухарей;
  • Повреждение или износ шлицов скользящих муфт синхронизаторов;
  • Повреждение и погнутости вилок переключения;

В первом случае для восстановления работоспособности даже не нужно снимать коробку с авто, поскольку замена кулисы КПП ВАЗ-2105 возможна без демонтажа узла трансмиссии.

Для этого достаточно снять рычаг, пыльник, пластиковую защитную накладку, чтобы обеспечить доступ к крепежным элементам механизма переключения, которые нужно выкрутить, чтобы снять механизм в сборе. А далее уже проводится его замена или ремонт.

Важно! В 4-ступенчатой коробке передач к штоку изнутри картера подходит оттяжная пружина, которая обеспечивает постоянное положение рычага напротив 3-4 передачи и предотвращает его вибрации. Поэтому при извлечении механизма следует сначала его немного приподнять, а затем поддеть пружину крючком из стальной проволоки, снять ее с проушины штока и удерживать в немного натянутом положении, чтобы она не упала в картер. Перед установкой новой кулисы тем же крючком зацепляем пружину и все устанавливаем на место.

Что касается других поломок, из-за которых плохо включаются скорости, то придется снимать КПП, разбирать ее, выявлять изношенный или поврежденный элемент и заменять.

Скорость «выбивает»

 Нечеткое включение или выбивание скорости происходит из-за:

  • Износа лунок фиксатора в оси, повреждения его пружин;
  • Износа блокирующих колец синхронизаторов, повреждения его пружин или износа зубьев;

В этом случае устранить неисправность без снятия КПП не получится. Но, не всегда нужно полностью разбирать ее. К примеру, если вылетает 4-я передача, следует сразу проверить состояние пружины и фиксатора оси этой скорости. Именно с проверки фиксаторов и следует начинать поиск. А далее уже, разбирая коробку, выявляем истинную причину и устраняем ее.

Течи масла

Последняя из распространенных причин – это утечка смазочного материала. Происходить это может через ненадежно закрученные пробки, поврежденная прокладка нижней крышки. Но чаще всего течь дает сальник первичного вала.

В первом случае проблему удается устранить просто потягиванием пробок или заменой прокладки. И для этого демонтировать КПП с авто не нужно. А вот в случае с течью сальника первичного вала, то коробку снимать придется, вот только разбирать ее для замены поврежденного резинотехнического элемента в целом не понадобиться.

Замена сальника КПП, если это касается первичного вала – несложная. Он располагается в картере сцепления, но с внутренней стороны, то есть придется его отсоединить от корпуса КПП. А далее уже извлекается поврежденный сальник и устанавливается новый.

Затем все собирается обратно. В случае с повреждение других сальников, производится разборка КПП и замена поврежденного элемента.

Из 4-ступенчатой коробки в 5-скоростную

Напоследок рассмотрим такой вопрос, как переделка КПП с 4-х степеней на 5 ВАЗ-2105. Такая доработка вполне возможна, поскольку при создании пятиступки основой для нее выступила 4-скоростная версия. Но при этом придется заменить часть составных компонентов, взятых от 5-скоростной КПП, а именно:

  • Задняя крышка;
  • Промежуточный вал (с отверстием под крепление блока шестерен 5-й передачи);
  • Вторичный вал (в 5-ступенчатой версии он немного короче);
  • Блок шестерен 5-й скорости;
  • Ось промежуточной шестерни заднего хода;
  • Комплект штоков вместе с вилкой включения 5-й и задней передач;
  • Механизм переключения передач (кулиса);
  • Датчик включения фонаря заднего хода;
  • Кронштейн крепления силового агрегата;

Далее достаточно 4-ступенчатую коробку полностью разобрать, а собрать ее уже как 5-скоростную с использованием указанных составных частей.

Leave a Reply